us-cars.ru

Украинский автопортал

Метки: Фастбэк купе, фастбэк купить, фастбэк ауди, фастбэк что это.

«Победа» — типичный представитель фастбэка 1940-х годов в понтонной стилистике.

Термин фастбэк (англ. fastback, нем. schrägheck) относится к различным типам автомобильных кузовов, имеющих особую покатую форму крыши, плавно, без ступеньки, переходящей в крышку багажника. Кроме того, в прошлом в некоторых странах термином «фастбэк» обозначали отдельный тип кузова — сегодня подобное обозначение нередко используется коллекционерами, причем зачастую более широко, чем в годы существования таких автомобилей.

В целом можно сказать, что существуют различные версии того, какие автомобили следует относить к классу фастбэков, а какие — нет.

Содержание

Определение

Mercedes-Benz CLS — современный автомобиль с кузовом фастбэк с неподвижным задним стеклом.
Bentley Continental GT.
Volkswagen Passat B1 в кузове fastback существовал параллельно с хэтчбеком той же модели.

В общем случае, этим термином может быть назван любой автомобиль с покатой линией крыши, например, большинство хэтчбеков; тем не менее, как указано в определении по версии американского журнала Road & Track, не каждый хэтчбек является фастбэком, неверно и обратное утверждение.

Однако, встречается и мнение, гласящее, что фастбэк предполагает жёстко зафиксированное заднее стекло и обычную крышку багажника, таким образом, хэтчбек по этой версии не может являться фастбэком. В принципе, такая постановка вопроса верна для автомобилей 1970-х, среди которых встречались внешне очень похожие хэтчбеки с дверью в задке и фастбэки с неподвижным задним стеклом и небольшой крышкой багажника — возникала необходимость как-то их разделить.

И в настоящее время термин «фастбэк» нередко используется, чтобы отделить от типа хэтчбеков автомобиль с покатой крышей и неподвижным задним стеклом, зачастую — подчеркнуть его спортивную направленность. Именно по такому принципу часто фастбэком называют автомобиль Mercedes-Benz CLS, который носит коммерческое обозначение «четырёхдверное купе». С другой стороны, история знает и противоположные примеры, когда хэтчбеки носили коммерческое обозначение «фастбэк» — также, с целью подчеркнуть спортивную направленность модели, таким образом, данный вопрос является дискутивным и во многом зависит от политики компании-производителя.


В целом и общем, можно разрешить это противоречие таким образом:

  • Термин «фастбэк» в значении тип линии крыши описывает любой автомобиль с покатой крышей, например хэтчбеки, седаны вроде «Победы» или универсалы типа Audi 100 Avant образца 1983 года.
  • Термин «фастбэк» в значении тип кузова может означать в том числе кузов, по форме напоминающий хэтчбек, но не имеющий двери в задней стенке, с неподвижным задним стеклом и обычной крышкой багажника под ним.

Фастбэк как тип кузова

В определенные эпохи производились автомобили, кузова которых официально назывались фастбэками, либо к которым стало принято применять этот термин в наш дни.

Ранние разработки

Первый кузов такого типа (но ещё не называвшийся этим термином) были создан еще в 1911 году французским конструктором Л.Фором.[1] Его автомобиль на серийном шасси фирмы «Грегуар» (Grégoire) имел «яйцевидную» (согласно оригинальной терминологии) заднюю часть кузова, что придавало ему хорошую для тех лет обтекаемость, кроме того, отмечалось, что автомобиль практически не образовывал при движении шлейфа пыли, что было типично для тогдашних кузовов с плоской задней стенкой. Тем не менее, в те годы этот тип кузова не прижился ввиду своей необычности и плохого сочетания такой формы задней части с дизайном автокаров тех лет.

1930-е — 1950-е годы

Tatra T87 имела кузов типа «фастбэк», хотя в те годы он так не обозначался.
Малосерийный 1935 Stout Scarab. Считается первым в мире минивэном.
Opel Kapitän 1939 года — европейский четырехдверный фастбэк 1930-х годов.
Borgward Hansa (1952-55) — европейский фастбэк 50-х.
Фастбэк (аэроседан) Шевроле модели 1950 года — классический пример американского автомобиля с этим кузовом.
Hudson Hornet выпускался до 1954 года и был одним из последних американских фастбэков 1950-х годов.

В 1930-е — 1950-е годы в США термином «фастбэк» иногда обозначали отдельный тип кузова — двух- или четырехдверный седан с двумя визуальными объемами и каплевидной («жукообразной») задней частью, без двери в задке как у современных хэтчбеков. Типичными примерами подобных автомобилей указанного периода являются Tatra T77 и Tatra T87 (конструктор — Ганс Ледвинка, Hans Ledwinka) и «Победа» ГАЗ-М-20 (дизайнер — Вениамин Самойлов), тем не менее, сами они фастбэками никогда не назывались; так, «Победа» во всех справочниках обозначена как седан, в настоящее время ее кузов иногда ошибочно именуют «хэтчбек».

Название «фастбэк» изначально являлось фирменным, и только в наше время его часто распространяют на все аналогичные автомобили данной эпохи. Скажем, применительно к автомобилям Chevrolet аналогичным термином в те годы служило слово «аэроседан» (aerosedan), использовавшееся в названии ряда моделей. Расхожим был и термин «торпедо» — torpedo back. В целом же, совокупность заложенных в автомобили тех лет решений обозначалась обычно как стиль streamline (англ. «линия обтекания»).

Фастбэки появились во второй половине 1930-х годов как попытка улучшить аэродинамику автомобиля по сравнению с распространенными в те годы двухобъемными седанами с почти вертикальной задней стенкой кузова, получили широкое распространение в последние предвоенные и первые послевоенные годы, но к середине 1950-х их выпуск был в основном прекращен, так как была выявлена низкая функциональность такого кузова.

Глухая задняя стенка кузова с небольшим, сильно наклоненным стеклом давала плохую обзорность, каплевидная форма кузова уменьшала пространство над задним рядом сидений, доступ к багажнику был неудобен (у многих фастбэков первого поколения он вообще осуществлялся изнутри машины, через спинку заднего дивана — например SAAB 92). В результате, уже к началу 1950-х годов кузов фастбэк на автомобилях общего назначения был практически полностью вытеснен классическим типом трехобъемного седана. Таким образом, кузова, условно называемые в наше время общим термином фастбэк, были своего рода переходным звеном от двухобъемного седана 1930-х годов с вертикальной задней стенкой кузова (ГАЗ-М-1) к трехобъемному седану 1950-х годов (ГАЗ-21).

Заднемоторный Porsche 356
NSU Sportprinz, 1958 год.

Тем не менее, многие спортивные автомобили и в 1950-е по прежнему имели каплевидную заднюю часть кузова, например, Porsche 356. Аэродинамические преимущества, даваемые таким кузовом, перевешивали для этих машин его минусы.

1960-е — 1970-е годы

В 1960-е годы, однако, стремление улучшить внешний вид и, отчасти, аэродинамику серийных автомобилей снова привело конструкторов к кузовам с покатой крышей.

Еще во второй половине 1950-х годов в США, затем в Европе, стали появляться автомобили с двухдверными кузовами типа купе или хардтоп, имеющими очень длинную, плавно переходящую в багажник крышу — при этом, это были настоящие трехобъемные кузова, в отличие от двухобъемных фастбэков. В начале 1960-х годов подобные кузова стали называть fasttop, sportroof или sports coupé.

Автомобиль Ford Galaxie модели «1963 1/2» (то есть представленный в середине 1963 модельного года) с кузовом «двухдверный хардтоп» имел крышу прямоугольных обводов с более покатой, чем у седана, задней стойкой и фирменное название Sportsroof. Этот автомобиль изначально создавался специально для омологации в гонках NASCAR Stock Car Racing [2].

Ford Galaxie Starliner модели 1960 года — хардтоп-купе с покатой крышей, иногда обозначаемой «fasttop», в противопоставление обычной крыше с прямой задней стойкой — «boxtop».
Opel Rekord Coupé — европейский аналог американских кузовов fasttop.
Ford Mustang Fastback на практике был скорее более спортивной разновидностью fasttop.
1968 Ford Galaxie 500 Fastback.
AMC Marlin модели 1967 года — американский спортивный фастбэк 1960-х годов.

Дальнейшая эволюция этого типа привела к появлению кузовов, у которых плоская крыша типа fasttop была продлена назад настолько, что практически достигла задней стенки багажника. Этот тип кузова назвали старым термином «фастбэк». Коренное отличие от фастбэков предыдущего поколения здесь состоит в том, что задняя часть была уже не каплевидной, а скорее просто покатой, или плавно понижающейся в задней части.

Такой кузов благодаря моде на мощные, быстрые машины был широко распространен в США в течение целого ряда лет во второй половине 1960-х — начале 1970-х годов (типичный пример — Ford Mustang и многие muscle cars) и вызвал многочисленные подражания в Европе и Азии (например, Ford Capri). Именно такой типа кузова начинает ассоциироваться со спортивностью, в результате он практически вытесняет в Европе спортивные модели с каплевидной задней частью кузова (на практике, часто более обтекаемые). Как правило это был двухдверные автомобили спортивного толка, которые также называли Sports coupé или Berlinetta.

За счет применения очень больших сильногнутых задних стекол на фастбэках этого поколения удалось вполне удовлетворительно решить проблему с обзорностью. Главной же проблемой оставалась невысокая практичность багажника при такой конфигурации крыши.

Volkswagen Typ 3 1600, 1965 год.

Впоследствии эта линия кузовов получила дополнительную дверь в задке и стала аналогом европейских хэтчбеков — которые в Европе произошли от универсалов, поэтому были в основном пятидверными и имели трехоконную боковину, в то время как американские — преимущественно трехдверными (в США обозначали часто — двухдверными) и с четырехоконной боковиной.

Citroen CX.

В США по отношению к таким кузовам впервые стали употреблять термин Sport Utility, что означает «практичная спортивность» — в наше время он ассоциируется в первую очередь с внедорожниками. Именно в эти годы термин «фастбэк» стал использоваться как противоположный термину «хэтчбек» и обозначающий автомобиль с такой же формой кузова, но без двери в задней стенке.

В Европе также появилось определенное количество автомобилей с кузовом «четырехдверный фастбэк», например, Citroen CX и Volkswagen Passat B1, но они всё же оставались сравнительно редкой экзотикой. Двухдверные фастбэки же все ещё имели распространение в конце пятидесятых - шестидесятых годах.

Примечания

  1. Журнал «Техника-Молодежи», № 3 за 1979 год.
  2. Ford Muscle Cars of 1963.

Tags: Фастбэк купе, фастбэк купить, фастбэк ауди, фастбэк что это.